Управление закупками для государственных нужд, несомненно, является новой для России областью. Потребность в специалистах в этой области возникла у нас совсем недавно и неразрывно связана с современным реформированием экономики России. Суть и цель этих преобразований заключается в формировании социально-ориентированной рыночной экономики, предполагающей создание эффективно работающего конкурентного рыночного механизма и освоением государством ряда социально-экономических функций, которые, в силу присущего им специфического характера, рынок не способен выполнять. Поэтому актуально формирование государственной экономической политики, определяющей задачи и приоритеты, а также методы и инструменты государственного регулирования экономики. Центральной составляющей государственной экономической политики выступает формирование государственного бюджета. Последний представляет собой инструмент планирования, учета и аккумулирования всех доходов и расходов государства. Реализация бюджетной политики при этом сталкивается, как правило, с рядом проблем, главной из которых, несомненно, является дефицит бюджета - превышение уровня расходов государства над уровнем его доходов. Все это объясняет актуальность данной работы.
В современной России, в условиях тяжелого бюджетного кризиса, задача снижения и, в конечном счете, устранения бюджетного дефицита стоит, без всякого сомнения, на первом месте. Этого, в свою очередь, можно добиться в результате реализации целого комплекса мероприятий по оздоровлению системы государственных финансов, предполагающих их оздоровление, прежде всего увеличение бюджетных доходов, а также более эффективное их использование. Первая задача может быть решена в результате успешного реформирования налоговой системы. Что же касается второй из названных выше задач, то ее призвана решить реформа в сфере закупок государственной продукции и, прежде всего проведения конкурсов между потенциальными поставщиками продукции для государства.
Цель данной работы - изучить специфику системы государственного заказа и ее роль в стимулировании экономического развития региона. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основные направления государственной политики РФ в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд;
рассмотреть принципы, задачи, цели государственной политики РФ в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд.
Мощным рычагом влияния государства на экономику является система государственных заказов, закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд. Государственные закупки подразумевают выполнение государством разнообразных функций, ориентированных на повышение централизованной управляемости, предотвращение неконтролируемого нарастания затрат, сокращение расходов государственного бюджета, управление материальными потоками при условии соответствия их рыночным отношениям.
Принципы, задачи, цели государственной политики РФ в сфере размещения заказов и ее роль в стимулировании экономического развития региона
В большинстве стран государство является крупнейшим потребителем продукции целого ряда отраслей. Осуществляемые государством закупки оказывают существенное воздействие на динамику и структуру экономики, способствуют решению многих социально-экономических вопросов, создают условия для развития добросовестной конкуренции и делового климата в стране. Государственные и муниципальные закупки представляют собой самостоятельный институт, целостную систему, которая имеет свои принципы, субъекты и объекты. Основными принципами являются открытость, прозрачность, равенство и справедливость. 94-ФЗ заложил фундамент информационной системы бюджетных закупок, расширил круг УРЗ, обеспечил им равный доступ к госзаказу.
Принцип экономичности и эффективности на этапе размещения заказа предполагает минимально возможные затраты на проведение процедур и максимально возможный результат. На сегодняшний день в РФ отсутствует единая принятая методика и реальный механизм оценки эффективности государственных и муниципальных закупок. Есть отдельные показатели, которые характеризуют:
1. Частоту применения процедур размещения заказа. Например, доля торгов в общем количестве размещенных заказов, доля электронных торгов в общем количестве торгов, доля несостоявшихся торгов и другие показатели.
2. Показатели, характеризующие конкурентную среду на рынке государственных и муниципальных заказов. Здесь мы рассчитываем долю торгов и запросов котировок для СМП, среднее количество заявок на 1 процедуру торгов.
. Показатели, характеризующие объем экономии бюджетных средств. Абсолютная и относительная экономия бюджетных средств по конкурсам, аукционам, запросам котировок.
Показатель экономии рассматривают с двух позиций:
) реальное снижение начальной цены контракта в результате проведения процедуры торгов;
) изначальное завышение цены контракта, и как следствие, высокая экономия в результате торгов.
Государство планирует сделать мониторинг цен при определении НМЦК обязательным, разработать методики расчета НЦК, в том числе в отраслевом разрезе. И если заказчик правильно рассчитал НЦК, то экономии в результате будет не значительна. Поэтому у государства два пути:
разрабатывать механизмы предотвращения демпинга на торгах;
либо усилить контроль за исполнением контрактов и разработать упрощенный судебный механизм расторжения контрактов, при условии их ненадлежащего исполнения.
Сегодня используется упрощенный подход к оценке эффективности государственных закупок. Эффективность, как правило, определяется объемом сэкономленных средств. На самом деле конечная цель - обеспечить государственные нужды. Именно под это необходимо подстраивать систему регулирования госзакупок. Принцип ответственности состоит в том, что уполномоченные лица заказчика отвечают за размещение заказа и принятые решения. Принцип экологичности предполагает, что государство, в отличие от коммерческих структур, должно учитывать влияние закупаемой продукции на экологию региона, города и третьих лиц. Поэтому на этапе планирования необходимо охватывать весь жизненный цикл продукции - от ее замысла до утилизации. Принцип социальной полезности закупок состоит в том, что заказчик, приобретая продукцию на ограниченные бюджетные средства, должен учитывать социальную полезность продукции для общества в целом. Данный принцип лежит в основе определения потребностей на этапе планирования государственных и муниципальных закупок.
Системы государственных и муниципальных закупок включает в себя следующие процессы: определение потребностей, формирование, размещение, исполнение заказа и удовлетворение потребностей. Закон № 94-ФЗ распространяется только на этап размещения государственного и муниципального заказа, где формируется рынок государственных и муниципальных контрактов. Это связано с тем, что рыночные отношения в представленном процессе возникают только на этапе размещения.
На стадии прогнозирования и планирования обеспечения государственных нужд действует преимущественно бюджетное законодательство, которое ориентировано на обеспечение целевого использования средств бюджета. При этом взаимосвязь бюджетного процесса и планирования предстоящих государственных закупок не в полной мере нормативно урегулирована. Регламентация стадии исполнения государственных контрактов ограничивается применением общих положений гражданского законодательства, специфические механизмы регулирования практически не применяются. Таким образом, одним из недостатков системы формирования и размещения государственного заказа является отсутствие единой нормативно-законодательной и методической базы, которая регламентировала бы все этапы.
Еще статьи
Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления
Среди
факторов производства особым объектом купли - продажи в рыночной экономике
выступает труд. Взаимодействие спроса на него со стороны предприятий и его
предложения со стороны продавцов происходит на рынке труда. Структура рынка
труда зависит от характера формирования сп ...