Правовой и экономической базой Закона "О противодействии монополистической деятельности" является структурно-регулятивный принцип. Это означает, что с помощью данного Закона государство предполагает комплексно решать возникающие в этой сфере проблемы: не только противодействовать происходящим противоправным монополистическим проявлениям, но и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка. Так, в статье 8 отмечено, что:
"Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством [2]:
· осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
· принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
· осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;
· осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
· оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
· принятия иных мер".
Нужно обратить внимание на неопределенность значения и места Закона "О противодействии монополистической деятельности" по отношению к другим законодательным актам, составляющим антимонопольное законодательство Республики Беларусь. Речь идет о содержании статьи 2 данного Закона: "Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из настоящего Закона и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь". Учитывая специфику правоотношений, связанных с монополизацией и недобросовестной конкуренцией, на наш взгляд, следовало в Законе "О противодействии монополистической деятельности" сформулировать правило, в соответствии с которым другие акты законодательства антимонопольного регулирования должны соответствовать Закону "О противодействии монополистической деятельности". Это позволило бы выстроить вертикальную и горизонтальную иерархию актов антимонопольного законодательства, эффективно регулирующую все правоотношения в этой сфере без дублирования и противоречий.
Существенной особенностью Закона "О противодействии монополистической деятельности" является его экстерриториальный характер. Это выражается в том, что нормы данного Закона применяются и в тех случаях, когда действия и соглашения, указанные в статье 3 Закона "О противодействии монополистической деятельности", совершаются или заключаются за пределами территории Республики Беларусь. Для того чтобы применить правила Закона "О противодействии монополистической деятельности" к таким соглашениям (действиям), в соответствии с теорией последствий необходимо доказать, что они приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут другие отрицательные последствия на рынках Республики Беларусь.
Еще статьи
Резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции на ОАО ЧТЗ-Уралтрак
В условиях современного рынка снижение себестоимости продукции создает
предпосылки к высокой конкурентоспособности, что является особенно актуальным в
данный период развития экономики, когда идет борьба за сохранение уже
существующих рынков сбыта продукции, а также завоевание но ...