4. Политические опасности.
Последнее критическое замечание основано на предположении, что экономическая власть и политическое влияние идут рука об руку. Считается, что гигантские корпорации оказывают неправомочное влияние на правительство, и это отражается на законодательстве и правительственной политике, которые благоприятствуют не общественным интересам, а скорее сохранению и росту этих промышленных гигантов.
Крайне важной является проблема общественной эффективности олигополии как особого типа рынка, на основе которой решается вопрос необходимости государственного регулирования олигополии.
Не вызывает сомнения тот факт, что в форме картеля олигополия крайне неэффективна. В этом случае речь идет фактически о групповой монополии.
Сложнее обстоит дело с нескоординированной олигополией и " игрой по правилам", где конкуренция несравнимо сильнее, чем в картелированных отраслях. Разумеется, и этим формам олигополии свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. Более того, из-за значительной степени контроля над рынком эти недостатки проявляются при олигополии много сильнее, чем, скажем, при монополистической конкуренции.
Однако недостатки и преимущества каждого явления надо рассматривать вместе. Не являются ли все перечисленные слабые стороны олигополии неотъемлемой частью достоинств крупных фирм? Быть может, с ними стоит смириться, коль скоро всякая отрасль, где эффективным является крупное производство, обязательно становится олигополистической? Число крупных предприятий в отрасли не может быть большим, что создает предпосылки для ее олигополизации. Какая же сторона в итоге перевешивает: недостатки несовершенной конкуренции или преимущества крупного производства?
С точки зрения общества в целом координация действий олигополистов нежелательна, так как она выражается в недостаточном объеме производства и слишком высоких ценах.
Методы государственного регулирования.
Чтобы приблизить распределение ресурсов к оптимальному, политики должны попытаться создать условия для конкуренции, а не для сотрудничества фирм. При этом возникают противоречия, рассмотренные ниже.
Ограничение торговли и антитрестовские законы.
Один из самых общих способов борьбы с координацией действий фирм - применение общего права. Обычно свобода заключения контрактов - неотъемлемое условие рыночной экономики: на их основе и осуществляется взаимовыгодная торговля между предпринимателями и домашними хозяйствами. Гарантом исполнения контрактов является судебная система. В судебных системах многих стран считается, что соглашения субъектов рынков о снижении объемов предложения и повышении цен противоречат общественному благу.
Государственная политика в отношении олигополии представлена в антимонопольном законодательстве.
Дискуссии об антитрестовской политике.
Основной вопрос, по поводу которого идут постоянные дискуссии, заключается в определении подлежащих запрету действий компаний. Большинство исследователей согласны с тем, что незаконными должны признаваться любые соглашения об установлении и поддержании уровня цен. Однако опыт США свидетельствует о том, что антитрестовские законы использовались и в отношении практики ведения бизнеса, последствия которой далеко не очевидны.
Еще статьи
Государственное регулирование олигополии
Актуальность. Олигополия и монополистическая
конкуренция очень широко распространены в экономике. Государственное
регулирование не стремится к тому, чтобы сделать все рынки совершенно
конкурентными, - это было бы невозможной задачей. Лучшее, что может сделать
правительство ...