4. Политические опасности.
Последнее критическое замечание основано на предположении, что экономическая власть и политическое влияние идут рука об руку. Считается, что гигантские корпорации оказывают неправомочное влияние на правительство, и это отражается на законодательстве и правительственной политике, которые благоприятствуют не общественным интересам, а скорее сохранению и росту этих промышленных гигантов.
Крайне важной является проблема общественной эффективности олигополии как особого типа рынка, на основе которой решается вопрос необходимости государственного регулирования олигополии.
Не вызывает сомнения тот факт, что в форме картеля олигополия крайне неэффективна. В этом случае речь идет фактически о групповой монополии.
Сложнее обстоит дело с нескоординированной олигополией и " игрой по правилам", где конкуренция несравнимо сильнее, чем в картелированных отраслях. Разумеется, и этим формам олигополии свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. Более того, из-за значительной степени контроля над рынком эти недостатки проявляются при олигополии много сильнее, чем, скажем, при монополистической конкуренции.
Однако недостатки и преимущества каждого явления надо рассматривать вместе. Не являются ли все перечисленные слабые стороны олигополии неотъемлемой частью достоинств крупных фирм? Быть может, с ними стоит смириться, коль скоро всякая отрасль, где эффективным является крупное производство, обязательно становится олигополистической? Число крупных предприятий в отрасли не может быть большим, что создает предпосылки для ее олигополизации. Какая же сторона в итоге перевешивает: недостатки несовершенной конкуренции или преимущества крупного производства?
С точки зрения общества в целом координация действий олигополистов нежелательна, так как она выражается в недостаточном объеме производства и слишком высоких ценах.
Методы государственного регулирования.
Чтобы приблизить распределение ресурсов к оптимальному, политики должны попытаться создать условия для конкуренции, а не для сотрудничества фирм. При этом возникают противоречия, рассмотренные ниже.
Ограничение торговли и антитрестовские законы.
Один из самых общих способов борьбы с координацией действий фирм - применение общего права. Обычно свобода заключения контрактов - неотъемлемое условие рыночной экономики: на их основе и осуществляется взаимовыгодная торговля между предпринимателями и домашними хозяйствами. Гарантом исполнения контрактов является судебная система. В судебных системах многих стран считается, что соглашения субъектов рынков о снижении объемов предложения и повышении цен противоречат общественному благу.
Государственная политика в отношении олигополии представлена в антимонопольном законодательстве.
Дискуссии об антитрестовской политике.
Основной вопрос, по поводу которого идут постоянные дискуссии, заключается в определении подлежащих запрету действий компаний. Большинство исследователей согласны с тем, что незаконными должны признаваться любые соглашения об установлении и поддержании уровня цен. Однако опыт США свидетельствует о том, что антитрестовские законы использовались и в отношении практики ведения бизнеса, последствия которой далеко не очевидны.
Еще статьи
Расчет себестоимости ремонта электрооборудования
Задачей энергетики как отрасли народного хозяйства является
электроснабжение, т.е. обеспечение электрической (и тепловой) энергией всех ее
потребителей: промышленности, транспорта, сельского хозяйства, городского
хозяйства и сферы обслуживания, науки и искусства, управления, ...