Государственный долг - сумма на определенную дату полученных (освоенных) и не погашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов.
Государственный долг включает в себя внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний государственный долг - составная часть государственного долга по внутренним государственным займам и другим долговым обязательств Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов перед займодателями-резидентами Республики Казахстан.
Внешний государственный долг - составная часть государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан перед заимодателями-нерезидентами Республики Казахстан.
Внешний государственный долг -задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг, складывается из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др. Текущий внешний государственный долг - тот, по которому срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году; капитальный - тот, по которому срок платежа еще не наступил.
Механизм государственного кредита, будучи частью финансовой системы страны, представляет собой процесс, обеспечивающий рациональное распределение и аккумуляцию денежных средств и ресурсов с целью устранения противоречий, связанных с расходами и средствами, необходимыми для их финансирования. Кредитный механизм обеспечивает движение свободных средств как внутри страны, так и взаимоотношение с иностранными гражданами по поводу предоставления или получения кредитов.
В широком смысле под государственным долгом понимаются все непогашенные обязательства государства, в том числе процентные платежи, перед частными лицами и институтами, как внутренними, так и внешними, не входящими в государственный сектор, а также иностранными государствами. По сути, государственная задолженность является результатом формирования дополнительных ресурсов государства за счет займов, взятых у указанных кредиторов с целью устранения противоречий между экономическими и социальными потребностями общества.
Практика государственных заимствований нуждается в серьезном обосновании. Государственные займы являются, с одной стороны, крайне выгодным способом привлечения значительного объема ресурсов без существенных затрат в текущем периоде. С другой стороны, подобный способ финансирования неудобен с точки зрения возникновения новых обязательств и, соответственно, обязательного отчисления доходов на их погашение в будущем.
В действительности можно предложить три группы аргументов в пользу осуществления государственных заимствований: политические, финансовые и экономические.
Политический аргумент
Выпуск займов может представлять один из способов выражения доверия граждан правительству или веры в перспективы развития страны.
Момент, когда граждане дают в долг государству, является подтверждением их солидарности с ним. В период после политических потрясений займы могут являться способом «привязки» граждан к новому режиму.
Однако политическая аргументация не является единственной: наряду с политическим обоснованием, определяющую роль часто играют финансовые факторы.
Финансовый аргумент
Главным обоснованием с финансовой точки зрения является необходимость погашения расходов. Этот аргумент является определяющим даже с учетом обязательств, которые возникают в этой связи в будущем.
Налоговая нагрузка имеет определенный предел, превышение которого вызывает серьезную негативную реакцию со стороны экономических и политических агентов ввиду того, что избыточное налоговое бремя препятствует экономической активности и порождает издержки, которые впоследствии несет население, в особенности, если речь идет о прямом налогообложении. Корме того, существенное налоговое бремя стимулирует активное уклонение от уплаты налогов и обход налогового законодательства, что значительно сокращает налоговые поступления.
Еще статьи
Анализ хозяйственной деятельности ОАО ОКТБ Кристалл
Для обеспечения экономического роста на современном этапе необходимо, прежде всего, добиться существенного повышения эффективности управления организациями. Однако организации различных форм собственности функционируют в определенной экономической среде, создаваемой государством посредство ...