С конца 70-х годов XIX века в экономической теории господствовал микроэкономический подход. В центр анализа помещался экономический субъект (потребитель или фирма), который максимизирует выгоду. Предполагалось, что экономические субъекты функционируют в условиях совершенной конкуренции, где эффективность функционирования фирмы отождествлялась с эффективностью функционирования экономики в целом. Этот подход подразумевал рациональное распределение ресурсов в народном хозяйстве и не допускал возможности длительного нарушения равновесия экономической системы.
Эти постулаты были поставлены под сомнение Кейнсом. Он считал основой исследование зависимостей и пропорций между совокупными народнохозяйственными величинами: национальным доходом, сбережениями, инвестициями, совокупным спросом - и главную задачу видел в достижении общенациональных экономических пропорций.
Перед тем как Кейнс написал в 1936 году "Общую теорию", экономисты-теоретики в целом придерживались классического подхода к экономике. Их анализ вращался вокруг "закона рынка" Сэя. Этот закон, сформулированный в 1803 году французским экономистом Сэем, утверждает, что перепроизводство не возможно по своей природе. Суть позиции Сея состоит в том, что предложение автоматически порождает соответствующий спрос. По предположению Сэя целью производства является потребление. Производитель продает свой товар, чтобы купить другой, то есть каждый продавец обязательно становится покупателем. Если предприятия могут производить больше продукции, то потребители будут больше ее покупать. Иными словами, любое увеличение продукции автоматически порождает эквивалентное увеличение расходов и доходов, причем в размерах, способных поддержать экономику в состоянии полной занятости. Кейнс указал, что классическая доктрина предполагает экономику с полным использованием факторов производства, тогда как в реальности (во время депрессии 30-х годов) наблюдалась не ограниченность, а переизбыток ресурсов (массовая безработица, недогруженные производственные мощности, праздно лежащий капитал).
Поэтому Кейнс поставил в центр своих исследований факторы спроса, получившие в его теории название "эффективного спроса" (сумма потребительских расходов и инвестиций).
Еще статьи
Взаимодействие спроса и предложения
На
каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых
планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для
торговли, то оказывается, что многие не в состоянии выполнить намеченные планы.
Возможно, что общее количество товаров, ко ...