В течение продолжительного периода японская экономическая модель обеспечивала экономический рост за счет использования преимущественно экстенсивных факторов. Японские предприниматели активно заимствовали в США и других странах производственные приемы. Экономика Японии была ориентирована на заимствование новейших технологий США и других промышленно развитых стран. На первых порах активное их внедрение привело к «экономическому чуду» - Япония вышла на одно из первых мест не только в Тихоокеанском регионе, но и в мире. Однако отказ от инновационного развития собственного производства резко сократил спрос на высшее образование. Индустриальная модель прогресса, принятая в Японии, делала невыгодными инвестиции в образование: в 1995 г. более 30% высшего персонала японских компаний не окончили даже колледжа. Инвестиции в человеческий капитал находились здесь на одном из самых низких уровней среди стран - членов ОЭСР.
В США после запуска в СССР первого спутника, отразившего достижения советской науки и образования, был проведен глубокий анализ причин отставания в начавшейся эре завоевания космоса. Американские ученые и политики пришли к выводу, что ведущая держава капиталистического мира отстает от СССР, прежде всего, в области образования. Принятая конгрессом США инвестиционная программа развития образования позволила сделать рывок в социальной сфере общественного воспроизводства, о чем свидетельствует устойчивая динамика роста доли образования в бюджете США. Так, в течение 15 лет (1990-2005 г.г.) в США доля сферы услуг достигла 60% ВВП, 65% федерального бюджета направляется на развитие человека. В США инвестиции в человека в 3 раза превышают производственные инвестиции.
Эффективная политика в отношении притока в страну талантливых и богатых людей со всего мира - огромное конкурентное преимущество США перед всеми другими странами. Приезжие в благоприятных условиях жизни и работы становятся ревностными американцами, патриотами и преумножают богатство свое собственное и государства. Или не выдерживают конкуренции и покидают США. Свобода, жесткая конкуренция, жесткие и беспощадные законы и правоохранительная система наказания перемалывают разношерстное пополнение в законопослушные ряды граждан США. Или выдворяют из страны, или изолируют от общества (в США больше всего заключенных на 100 тыс. граждан - около 3 млн. в 2006 году). Демократия требует обязательного выполнения законов и неотвратимых наказаний за их нарушение. В США во многих штатах продолжают действовать законы о смертной казни в отличие от Европы. В этом смысле США не оглядываются на других. В США есть свои сильнейшие в мире ученые, эксперты, специалисты, которым они полностью доверяют.
В России ситуация противоположная. С 1992 года финансирование науки и образования в РФ сократилось примерно вдвое. Большинство талантливых и выдающихся ученых, инженеров, врачей и других конкурентоспособных специалистов уехало в период продолжающейся смуты из России, в основном в США, Канаду, Германию. Уехали и уезжают физики, математики, программисты, химики, электронщики, специалисты по биотехнологиям и т.д. Работают российские специалисты также в Японии, Сингапуре и других азиатских странах. По нашим оценкам уехало за границу более половины из числа лучших российских специалистов. Как уже отмечалось, система привлечения лучших специалистов в США, созданная этой страной, является, возможно, главным ее конкурентным преимуществом. Это очень дешевый способ качественного пополнения национального человеческого капитала, способ повышения конкуренции, усиления синергетических эффектов.
Еще статьи
Малое и среднее предпринимательство в Забайкальском крае
Поддержка
и развитие малого и среднего предпринимательства в последнее время стало не
только экономической, но и политической задачей. Современные темпы развития
экономики России определяют необходимость наращивания экономического
потенциала, перехода на инновационный путь ...