Использование информационных технологий на железных дорогах посвящено решению трех основных задач управления:
перевозками,
финансами и ресурсами (материальными, кадровыми),
инфраструктурой (собственностью, в том числе вагонные составы, домкраты и другое).
Формально, интеграция информационных технологий в три комплекса КИТ-1, КИТ-2 и КИТ-3 произошла еще в 90 годах, хотя реально такого рода задачи были обособлены чуть ли не с момента создания железных дорог.
Управление движением - основа ИТ-технологий ОАО «РЖД»
Для транспортной кампании управление движением всегда является приоритетным. Здесь сосредоточены лучшие кадры, материальные ресурсы и информационные технологии. Управление движением подвижного состава основано на двухуровневом принципе. Программно-технические средства первого уровня обеспечивают идентификацию и позиционирование подвижного состава, управление станционными и перегонными маршрутами. Вся информация «поднимается» на верхний уровень управления, состоящий из так называемых ДАДЦУ(*), Оскар-М или Урал-Гид. Программно-технические средства помимо задач наблюдения и управления движением, призваны решать задачи оптимизации, в первую ускорение оборота подвижного состава и повышение КПД его использования.
Особенность - информационные технологии управления движением до недавнего времени опирались исключительно на отечественные технические и программные средства. И если в техническом аспекте достаточно давно произошел прорыв импортных технологий, то в программном обеспечении до настоящего времени доминируют отечественные, более того - ведомственные разработки.
Контроль грузопотоков
Разделение контроля грузопотоков на технологический и пользовательский сегменты. Основная разница - в уровне полномочий доступа. В пользовательском сегменте АРМ «Оскар-М» эффективно отслеживает историю движения вагонов и контейнеров по станциям и проводимых с ними операциях. Полный комплекс услуг грузополучателя (за исключением аспекта собственно текущего местоположения, которое осуществляется в «Оскар-М») осуществляет система ЭТРАН (**).
Введение кодовых бортовых датчиков для идентификации подвижного состава позволяет практически полностью решить задачу автоматизации ввода данных по идентификации и позиционированию отечественного подвижного состава.
Управление финансами ОАО «РЖД»
Особенностями управления финансами ОАО «РЖД» являются: Значительное количество хозяйств (более 20) с разнородной технологией работы. Техпроцесс работы, например, вагонного депо и дистанции связи чрезвычайно отличен. При этом даже в подразделениях однородного направления (например, хозяйства пути) зачастую присутствует уникальные особенности работы бухгалтерий. Внедрение ERP-проекта со строгой и, вообще говоря, негибкой структурой бизнес-процессов представлял собой чрезвычайно сложную и крайне болезненную процедуру. С другой стороны, внедрение единого программно-технического комплекса было вопросом сохранения управляемости. Функционирование в более чем 3 тысячах структурных подразделений 17 железных дорог и почти 160 филиалах ОАО РЖД разнородных программных средств такую управляемость естественно обеспечить не могло.
Именно необходимость масштабирования системы управления финансами и ресурсами, при наличии положительного зарубежного опыта (например на шведских железных дорогах) и с учетом успешного апробирования на Красноярской ж.д. определило использование в качестве ИТ-решения платформы SAP R/3
Внедрение проекта шло в несколько этапов:
специалистами специально созданных Дорожных Центров Внедрения вместе со специалистами службы информатизации проводилось комплексное обследование подразделений дороги на предмет потребности в установке или модернизации ПЭВМ, состояния локальных вычислительных сетей, пропускной способности магистральных линий связи и т.п.
на тестовом полигоне были обкатаны основные описания техпроцессов,
система внедрялась помодульно.
Первый этап - внедрение модуля FI (управление финансами). Далее внедрялся модуль MM - (управление материальными ресурсами). Внедренные модули интегрировались в существующую функциональность информационного окружения, некоторое время эксплуатировались параллельно а, затем вытесняли прототипы. Серьезнейшей проблемой являлся и является кадровый голод.
Еще статьи
Малый бизнес и его развитие в ресторанно-гостиничном бизнесе
Малый
бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших
фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Какую
роль он играет в экономической и социальной жизни страны? И как он развивается?
Малое предпринимательство имеет исклю ...