Что касается такого аспекта антимонопольной политики, как создание системы профилактики монополизации рынков новыми экономическими структурами, то в этой части антимонопольное законодательство России унаследовало основные принципы антитрестовского законодательства США. Первым законодательным актом на данную тему считается Закон РСФСР от 22.03.1991 №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Так же проблемой отечественной антимонопольной политики является то, что в России нет нормативных документов обязательных для исполнения в пирамиде государственного управления, которые бы формулировали государственную политику антимонопольного регулирования. Нет, например, в нашем законодательстве упоминания, что целью российского Закона "О конкуренции" является создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В связи с этим нужна четкая формулировка государственной политики антимонопольного регулирования в российском законодательстве. В нем должны быть изложены базовые ценности. Этот документ должен быть нормативным и обязательным для исполнения. Нужна государственная доктрина антимонопольного регулирования в Российской Федерации, а так же подзаконный пакет исполнительских процедур.
В России на сегодняшний день нет должного правового инструментария для решения проблемы злоупотребления монополиями своим экономическим положением. Мы ежедневно сталкиваемся с монопольным диктатом цен, с дискриминирующими условиями договоров, необоснованным отказом в предоставлении услуг. Достаточно посмотреть на реальное состояние конкуренции на рынках нефтепродуктов, связи, энергетики, железнодорожных перевозок, жилья и т.д.
На данный момент в системе российского антимонопольного законодательства декларирование противоправности сговора (картеля) не сопровождается необходимыми нормами прямого воздействия. В законе «О конкуренции» не обозначена процедура принятия таких соглашений недействительными, не указываются признаки их определения. Это снижает эффективность контроля. В практике деятельности Министерства по антимонопольной политики России выявление и пресечение антиконкурентных соглашений, в отличие от других видов нарушений, ничтожно: за 1998-2002 гг. удельный вес данного вида нарушений в общем количестве возбужденных дел не превышал 0,7 % .
Статья 22.1 закона РФ «О конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства предусматривает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
Гражданско-правовая ответственность применяется в виде взысканий с нарушителей в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства. Такой вид ответственности на практике применяется очень редко. Основная причина - отсутствие нормативных актов. Кроме того, необходимо определение базовых показателей. Так определение «справедливой цены» чаще всего крайне затруднительно. Причина этого - невозможность получить полные и объективные данные о рыночных процессах и вычислить связанные с этим количественные изменения.
Особое внимание антимонопольный орган должен уделять контролю за деятельностью некоммерческих объединений коммерческих организаций. Последние создаются с целью координации предпринимательской деятельности участников, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Однако в соответствии с п. 5 ст. 6 закона «О конкуренции» эта координация не должна иметь результатом ограничение конкуренции. На первый взгляд, здесь заложено противоречие, и возникает вопрос определения границ дозволенного. Очевидно, что если координация предпринимательской деятельности приводит к последствиям, прямо указанным в п. 1 ст. 6, то она является противозаконной. В остальных случаях необходимо определить, в чем заключается определение конкуренции, и доказать причинно-следственную связь между конкретными действиями организации и ограничением конкуренции.
Итак, закон от 22 марта 1991г. №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", к сожалению, можно охарактеризовать как нерациональный и в целом не соответствующий современным представлениям об эффективной государственной экономической политике.
На основе приведённой выше информации можно сделать следующий вывод: монопольная власть довольно распространённая ситуация в экономике, когда производитель контролирует значительную долю рынка, получает необоснованную прибыль путём завышения цены и ограничения выпуска своей продукции. Иначе говоря, в условиях монополии потребителям противостоит один производитель, поэтому хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста и соглашаться на его ценовые условия.
Еще статьи
Деятельность участка шахты Одиночная на предприятии ОАО Краснокаменский Рудник
Процесс планирования является одним из важнейших
процессов, от которого зависит эффективность деятельности предприятия. Оно
заключается в разработке развернутой программы всех сторон
производственно-хозяйственной деятельности и выявленных резервов развития и
совершенствован ...