Антикризисная политика государства - это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.
Возможность внедрения антикризисной политики государства связана с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизация сил на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисной политики определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним.
Все проблемы антикризисной политики государства можно распределить по четырем группам.
Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.
Вторая группа проблем связана с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.
Проблематику антикризисной политики государства можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений.
Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.
В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека.
Антикризисноя политика государства имеет предмет воздействия - проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.
Сущность антикризисной политики государства определяют следующие положения:
кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать;
управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;
кризисами можно управлять;
управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им. Но система антикризисной политики государства должна соответствовать следующим характеристикам:
гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления;
склонность к усилению неформального управления;
диверсификация управления;
децентрализация управления;
повышение интеграции.
Особенности процессов и технологий антикризисной политики государства можно выразить в следующем:
мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
Еще статьи
Региональные особенности размещения и реализации государственного заказа
Управление закупками для государственных нужд,
несомненно, является новой для России областью. Потребность в специалистах в
этой области возникла у нас совсем недавно и неразрывно связана с современным
реформированием экономики России. Суть и цель этих преобразований заключа ...
Перед кризисом американские банки активно выпускали деривативы, обеспечением которых были имеющиеся у них закладные на жилые дома, которые были куплены клиентами банка на ипотечные кредиты банка.
Кризис в экономике России носит экзогенный характер, т.е. принесен извне. Основными каналами воздействия являются отток иностранного капитала, падение мировых цен на сырьевые товары.
Экономика Европейского союза представляет собой довольно неоднородную структуру, что является крайне важным фактором, который приходится учитывать в разработке программы антикризисного регулирования.