В настоящее время в Беларуси возникает конкуренция между государственным и негосударственным секторами белорусской экономики.
Кроме того, имеет место конкуренция между иностранными экспортерами и белорусскими производителями на рынке производственной и бытовой электронной аппаратуры; между самими иностранными экспортерами на рынке транспортных средств (микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности, экскаваторы) в связи с отсутствием отечественных производителей; между ведущими автомобилестроительными фирмами республики, что обусловило создание на Минском автозаводе ПО "Белавтомаз" дилерской сети (здесь используются услуги посредников, системы гарантийного и сервисного обслуживания, принимаются новые управленческие решения), а также между действующими предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и появляющимися мелкими и средними предприятиями (цехами) колхозов и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни совершенной, ни эффективной.
Появление и развитие олигополий на отдельных товарных рынках (потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производительного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличению доходов коммерсантов- финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Это ведет к банкротству ряда небольших коммерческих банков и укрепляет монополию крупных.
Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг, что весьма актуально и проблематично для предприятий текстильной промышленности Беларуси. На большинстве предприятий есть сложности в обеспечении производств современным оборудованием, использовании новых технологий, без чего изначально невозможно делать конкурентоспособную продукцию. Износ оборудования нашей текстильной промышленности составляет более 70%. Для сравнения: в США - в среднем 15-20% [12, с. 8]. Действующий же механизм замены средств производства на большинстве не предприятий республики не адекватен изменившемуся характеру управления, не обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с обеспечением желаемого уровня качества выпускаемой продукции, не использует все экономические резервы и возможности. Немало производственников из-за боязни экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь - необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров, мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д.
На региональном уровне наблюдаются попытки местных органов власти и производителей оградить продукцию своего региона (области)от конкуренции со стороны производителей из других регионов страны (особенно это характерно для пищевой промышленности). В Беларуси нередки случаи, когда в Брестской области местная торговля всячески противодействует продаже минского пива, в гродненской области местная мука противостоит брестской; аналогичная ситуация наблюдается с хлебобулочной, мясной и молочной продукцией, мороженым, макаронными изделиями и т.д. Министерство экономики в прошлом году выявило 81 факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны предприятии и органов госуправления (6 фактов нарушения закона "О естественных монополиях" и 75 фактов нарушений закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции"). Местные власти свое нежелание открывать рынки для других белорусских производителей аргументируют тем, что в их регионах есть свои производители аналогичной продукции, а у каждого предприятия и области есть административные задания по производству, которые необходимо выполнять. Фактически местные власти повторяют политику центральных органов власти. Всячески ограждающих белорусские предприятия от конкуренции со стороны импорта.
Еще статьи
Модели человека в экономике
модель человек экономика
Модель
человека - базовый элемент любой общественной науки, в том числе и
экономической, ведь ее предмет - это действия людей. Без знания содержания
модели человека в экономике очень сложно постичь образ мысли, предписываемый
экономической теорией, р ...