На мировом рынке новых многофункциональных истребителей в предстоящие годы (2012-2013 гг.) ожидается существенный рост как по количественному, так и стоимостному параметрам по сравнению с предыдущим 4-летним периодом (2006-2009 гг.). Об этом позволяют судить данные о заключенных контрактах на поставку АТ и проведение совместных НИОКР.
Всего в 8-летний период с 2006 по 2013 гг. по оценке экспертов ЦАМТО в мире будет продано не менее 1589 многоцелевых истребителей на сумму 82,586 млрд. дол. Из этого количества объем рынка новых самолетов составит не менее 1276 машин при стоимости 80,707 млрд. дол или 80,3% от общего количества и 97,7% от стоимости общемировых поставок.
В 2006-2009 гг. объем продаж новых истребителей составил 476 машин стоимостью 27,699 млрд. дол. В 2010-2013 гг. будет наблюдаться существенный рост поставок - около 800 самолетов на сумму 53,009 млрд. дол или 168,1% в количественном выражении (191,4% в стоимостном).
В 2006-2009 гг. средняя потребность в новых истребителях составила около 119 машин в год. В 2010-2013 гг., согласно имеющемуся портфелю заказов, намерений по прямой поставке, лицензионным программам и тендерам ежегодная потребность составит около 200 единиц в год.
Существенную коррекцию в распределение крупнейших игроков на мировом рынке многофункциональных истребителей в 2010-2013 гг. внесут результаты проводящихся в настоящее время тендеров, итоги которых пока не подведены.
Таблица №1. Рейтинг экспортеров АТ с учетом прогнозных данных
Место |
Страна-экспортер |
Объем экспорта 2006-2013, млрд.долл. |
1 |
США |
34,294 |
2 |
Россия |
16,321 |
3 |
Великобритания |
9,876 |
4 |
Швеция |
3,215 |
5 |
Китай |
3,064 |
6 |
Франция |
1,0 |
Первое место с большим отрывом от конкурентов занимают США (442 истребителей на сумму 34,294 млрд. дол). В 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 225 самолетов стоимостью 15,047 млрд. дол, в 2010-2013 гг., согласно имеющемуся портфелю заказов и намерениям по прямой закупке объем поставок составит 217 новых машин на сумму более 19,247 млрд. дол.
Второе место в рейтинге поставщиков новых истребителей занимает Россия (377 машин на сумму 16,321 млрд. дол) с достаточно стабильным пакетом заказов: в 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 159 самолетов стоимостью 6,763 млрд. дол, в 2010-2013 гг. текущий пакет заказов и намерений составляет 218 новых машин на сумму 9,558 млрд. дол
Третье место занимает Великобритания (91 истребитель на сумму около 9,876 млрд. дол). В 2006-2009 гг. Великобритания обеспечила себе портфель заказов лицензионным производством в Индии самолетов «Ягуар» и началом поставок истребителей EF-2000 «Тайфун» Австрии и Саудовской Аравии (всего 35 самолетов стоимостью 2,984 млрд. дол). В 2010-2013 гг. основные поставки будут обеспечены производством истребителей EF-2000 «Тайфун» для Саудовской Аравии. Всего в этот период на экспорт планируется поставить 56 машин на сумму 6,891 млрд. дол.
Четвертое место с истребителем JAS-39 «Грипен» занимает Швеция (49 машин на сумму 3,215 млрд. дол). В 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 24 самолета стоимостью 2,616 млрд. дол. На 2010-2013 гг. портфель заказов пока составляет 25 машин на сумму 1,599 млрд. дол
Пятое место в основном за счет контракта на поставку Пакистану 150 истребителей JF-17 «Тандер» занимает Китай (143 машины на сумму около 3,064 млрд. дол). В 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 18 самолетов стоимостью 287,5 млн. дол, в 2010-2013 гг. объем поставок составит до 125 истребителей на сумму более 2,776 млрд. дол.
Еще статьи
Себестоимость ремонта электродвигателей вспомогательных машин
Электроподвижной состав представляет собой сложную электромеханическую
систему, состоящую из ряда важных, взаимосвязанных элементов, от надежной
работы которых зависят безопасность движения поездов, эксплуатационные и
экономические показатели работы железных дорог. Текущий р ...