Общая схема учета затрат на производство представляет собой определенную последовательность выполнения учетных работ и включает следующие этапы.
На первом этапе отражаются все фактические расходы: расходы на материалы, начисление и распределение оплаты труда, начисление износа основных средств и нематериальных активов, по денежным расходам отражаются на основных калькуляционных и собирательно-распределительных счетах:
• дебет счета 20 «Основное производство» и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. - прямые затраты по изготовлению продукции (выполнению работ, оказанию услуг) основного производства;
• дебет счета 23 "Вспомогательные производства" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. - прямые затраты вспомогательного производства. Если производство является простым, то все затраты вспомогательного производства рассматриваются как прямые и дебету счета 23;
• дебет счета 25 "Общепроизводственные расходы" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. - расходы на обслуживание, организацию структурного подразделения предприятия (цеха, производства, мастерской);
• дебет счета 26 "Общехозяйственные резервы" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. - расходы на общее обслуживание и организацию производства и управление предприятием в целом;
• дебет счета 28 "Брак в производстве" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70 и т. д. - расходы по исправлению брака;
• дебет счета 97 "Резервы будущих периодов" и кредит счетов 51, 60, 76 и т. д. - расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам (оплаченные вперед арендная плата, подписка на периодическую печать и др.);
• дебет счета 96 "Резервы предстоящих расходов" и кредит счетов 10, 23, 60, 69, 70 и т. д. - расходы, произведенные за счет созданных резервов (на ремонт основных средств, оплату отпусков работников и др.).
На втором этапе суммируются и распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Учтенные предварительно на счетах 25 и 26 расходы сначала распределяются между выпущенной продукцией и остатками незавершенного производства пропорционально нормативной их величине.
Затем общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются между отдельными видами продукции, работ, услуг. Базой для распределения этих расходов могут использоваться: заработная плата производственных рабочих без доплат по прогрессивно-премиальным системам; затраты на обработку без стоимости материалов, полуфабрикатов и доплат по прогрессивно-премиальным системам; прямые затраты и др. Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляются специальные расчеты (ведомости).
Расходы, учтенные на счетах 25 и 26, списываются по окончании отчетного периода в дебет счета 20 с кредита счетов 25, 26.
Предприятия могут принять в учетной политике порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно в дебет счета 90 с кредита счета 26.
На третьем этапе при наличии производственного брака на счете 28 выявляются окончательные потери от брака путем сопоставления себестоимости забракованной продукции и затрат по исправлению брака с суммами стоимости его по цене возможного использования и удержанными с виновников брака возмещений. Окончательные потери от брака списываются с кредита счета 28 в дебет счета 20.
По завершении данного этапа на счете 20 собираются все прямые и косвенные затраты на производство продукции (работ, услуг) за отчетный период.
На четвертом этапе определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции и устанавливаются остатки незавершенного производства на конец месяца. Стоимость незавершенного производства остается как сальдо на начало следующего месяца на счете 20 "Основное производство" в разрезе каждого изделия. Остальная сумма затрат списывается на выпущенную продукцию:
Д-т сч. 43 "Готовая продукция" К-т сч. 20 "Основное производство".
Фактическая себестоимость определяется:
СФ = НЗПнп + Зт.п. - ВО - НЗПкп,
где СФ - фактическая себестоимость выпущенной из производства готовой продукции (КО 20 сч.);
НЗПнп и НЗПкп - остатки незавершенного производства на начало и конец периода (начальное и конечное сальдо 20 счета соответственно);
Зт.п. - затраты текущего периода (ДО 20 сч.);
ВО - возвратные отходы (Кт 20 сч.).
Еще статьи
Себестоимость ремонта электродвигателей вспомогательных машин
Электроподвижной состав представляет собой сложную электромеханическую
систему, состоящую из ряда важных, взаимосвязанных элементов, от надежной
работы которых зависят безопасность движения поездов, эксплуатационные и
экономические показатели работы железных дорог. Текущий р ...