Функции малого и среднего предпринимательства представлены на рисунке
Рисунок 1.2 - Функции малого и средний бизнеса в экономике
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства (
Басарева В.Г., Бурцев Ю.А., Друкер П. Ф., Кузеванова А.Л.), можно указать на следующие функции малого и среднего бизнеса:
увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии социальных групп;
отбор наиболее энергичных индивидов, для которых малый бизнес становится начальным этапом самореализации;
создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (инвалидов, молодежи);
подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения малоемких новых рынков;
ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
мобилизация невостребованных ранее материальных, финансовых и природных ресурсов, а также более эффективное их использование;
снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений;
улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Малому и среднему бизнесу присущи определенные недостатки: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; высокая зависимость от крупных компаний; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов и др. (таблица 1.1)
Таблица 1.1 - Преимущества и слабости малого и среднего бизнеса
Сильные стороны малого и среднего бизнеса |
Слабые стороны малого и среднего бизнеса |
Гибкость |
Высокорискованный характер |
Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом |
Интуитивный характер и неспециализированное управление |
Использование незанятых ресурсов на неформальных рынков |
Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам |
Зависимость от поддержки крупных фирм и государства. |
Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР |
Еще статьи
Ресурсы газа России в обеспечении национальной и европейской экономической безопасности
Газовая промышленность России является уникальным образованием в мировом
энергетическом балансе не только потому, что обеспечивает 24% мировой добычи и
28% распределения газа, но и располагает почти одной третью мировых запасов
газа. Газовая промышленность России является од ...