Общественное поведение представителей малого бизнеса в развитых странах основано на прямой зависимости от местных и национальных условий и интересов. Поэтом жизненный цикл предприятий малого бизнеса относительно недолог. По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования среди действующих остается примерно 50%, через 3 года - 7-8%, и, наконец, через 5 лет - не более 3%.
В развитых странах система государственной поддержки малого бизнеса находится на высоком качественном и организационном уровне. В мире сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий: центральное правительство; местные органы власти; крупный бизнес; самостоятельные объединения мелких предприятий.
Центральные и местные органы власти поощряют становление и развитие компаний малого бизнеса при помощи кредитных гарантий, налоговых льгот, предоставления субсидий и займов. Местные органы власти, крупный бизнес оказывают техническую и консультационную помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовку кадров. Займы на льготных условиях выделяются на осуществление таких проектов, как разработка новой технологии и новых видов продукции, разработка новых видов производства. Финансовая поддержка осуществляется и путем налоговых льгот, позволяющих малым предприятиям резервировать часть прибыли.
С целью повышения эффективности малого бизнеса в развитых странах большое значение придается мониторингу и оценке состояния малого и среднего предпринимательства. Причем с каждым годом методы оценки, проведения широкомасштабных международных исследований, построения системы обмена данными между национальными системами поддержки и развития малого предпринимательства совершенствуются и усложняются. Так, в Японии координация важнейших исследований по тематике малого предпринимательства осуществляется агентством SMEA, которое активно взаимодействует с рядом крупных государственных и независимых организаций, научных центров и исследовательских институтов. Эти исследования проводятся с целью разработки обоснований для принятия стратегических решений по обеспечению дальнейшего развития малого предпринимательства и по принятию мер для их успешной реализации. Основные результаты этих исследований обобщаются в сводном ежегодном докладе «Белая книга малого и среднего бизнеса Японии», представляемом Правительству страны. Особое внимание уделяется скорейшему распространению наиболее важных и полезных результатов исследований среди специалистов и широкой общественности, учете их в работе инфраструктур поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе на межнациональном уровне.
Другое направление государственной поддержки малого бизнеса - совершенствование нормативно-правовой базы, способствующей развитию данного сектора. Это, прежде всего, упрощение механизмов административного регулирования малого предпринимательства, тщательной проработке новых законопроектов с участием независимых экспертов и всех заинтересованных общественных организаций, анализе эффективности действующих нормативно-правовых актов, их регулярной коррекции. В развитых странах регулярно разрабатываются программы, обеспечивающие совершенствование механизмов стимулирования, поддержки и развития малого предпринимательства в приоритетных направлениях, обеспечивающих интенсивное социально-экономическое развитие страны и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Важное направление государственной поддержки малого бизнеса - стимулирование инновационной активности предприятий, которое заключается в постоянном увеличении средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) и апробации новейших разработок через создание на базе технопарков, научно-технических центров и бизнес-инкубаторов новых высокотехнологичных производств. Наряду с прямым финансированием и стимулированием вкладов в НИОКР, большое значение имеет анализ новшеств, отбор перспективных технологий и их последующее ускоренное внедрение. Это требует постоянного мониторинга и экспертных оценок, эффективного патентного законодательства, создания и функционирования мощной информационной системы, системы внедрения позитивного опыта.
Еще статьи
Анализ экономических процессов ресторана Кантина-Сити
Ресторанный бизнес отличается от всех остальных видов бизнеса. Это предприятие, которое объединяет в себе искусство и традиции, механизмы деятельности и опыт маркетологов, философию обслуживания и концепцию формирования потенциальной аудитории.
Из года в год ресторанный бизнес стремительн ...
Перед кризисом американские банки активно выпускали деривативы, обеспечением которых были имеющиеся у них закладные на жилые дома, которые были куплены клиентами банка на ипотечные кредиты банка.
Кризис в экономике России носит экзогенный характер, т.е. принесен извне. Основными каналами воздействия являются отток иностранного капитала, падение мировых цен на сырьевые товары.
Экономика Европейского союза представляет собой довольно неоднородную структуру, что является крайне важным фактором, который приходится учитывать в разработке программы антикризисного регулирования.